«Люди не всегда понимают, что они создают человеческое существо, а не предмет мебели». В таких семьях большое значение придается достижениям. Я думаю, что сам способ, которым эти дети появляются на свет, посылает им сообщение: «Ты недостаточно хорош. Тебе нужно чего-то добиться. Ты не принят». Когда дети сталкиваются…»
Подростковый возраст и генетические ожидания
Первое поколение «дизайнерских детей», рожденных с помощью преимплантационной генетической диагностики (ПГД), вступило в подростковый возраст. Эта технология, позволяющая выбрать эмбрионы с определенными генетическими характеристиками, изначально предназначалась для предотвращения наследственных заболеваний. Однако, ее применение расширилось, и теперь некоторые родители используют ПГД для выбора пола ребенка или даже для попытки «улучшить» его генетический потенциал, например, выбрав эмбрион с генами, предположительно связанными с высоким интеллектом или физическими способностями.
В результате, некоторые подростки, рожденные с помощью ПГД, испытывают психологическое давление, связанное с высокими ожиданиями родителей. Высокие ожидания, давление со стороны семьи и постоянное сравнение с идеализированным образом могут привести к тревожности, депрессии и чувству неполноценности. Они могут чувствовать, что их ценность определяется исключительно их достижениями, а не их личностью.
Этические дилеммы «дизайнерских детей»
Этические вопросы, связанные с «дизайнерскими детьми», вызывают оживленные дискуссии в обществе. Критики утверждают, что такая практика приводит к коммодификации человеческой жизни и усилению социального неравенства. Возможность выбирать генетические характеристики детей может усугубить разрыв между богатыми и бедными, создавая «генетическую элиту».
Кроме того, существует опасность непредвиденных последствий вмешательства в геном человека. На сегодняшний день наше понимание генетики недостаточно полно, и мы не можем предсказать все долгосрочные эффекты ПГД на здоровье и развитие ребенка.
Психологическая поддержка для «дизайнерских детей»
Подростки, рожденные с помощью ПГД, могут нуждаться в специализированной психологической поддержке, чтобы справиться с давлением ожиданий и сформировать здоровую самооценку. Терапия может помочь им развить чувство собственной ценности, независимо от их достижений, и научиться справляться со стрессом и тревожностью.
Проблемы | Рекомендации для родителей |
---|---|
Чувство неполноценности | Безусловная любовь и поддержка, акцент на личностных качествах ребенка, а не только на достижениях. |
Тревожность и депрессия | Обращение к психологу или психотерапевту, создание безопасной и поддерживающей семейной атмосферы. |
Проблемы с самоидентификацией | Поощрение самостоятельности и развития индивидуальности, открытый диалог о ПГД и его последствиях. |
Будущее «дизайнерских детей»
По мере того, как все больше «дизайнерских детей» достигают совершеннолетия, важно продолжать исследовать психологические и социальные последствия ПГД. Необходимо разработать этические нормы и рекомендации для использования этой технологии, чтобы защитить права и благополучие детей. Открытое обсуждение этих вопросов в обществе крайне важно для формирования ответственного и этичного подхода к генетическим технологиям.
«Мы должны помнить, что дети — это не проекты, а люди со своими уникальными талантами, мечтами и потребностями» — отмечает ведущий специалист в области детской психологии. Будущее «дизайнерских детей» зависит от нашей способности создать для них поддерживающую и принимающую среду, в которой они смогут развиваться и расцветать как личности.